Теорию «экономического термического двигателя», который за счет сильного сжатия в цилиндрах в значительной степени улучшает свою эффективность работы, выдвинул и развил еще в 1890 году изобретатель Рудольф Дизель. Хотя и раньше высказывались подобные идеи, Дизель был первым, кто официально запатентовал свое изобретение.Именно теория Рудольфа Дизеля стала основой для создания всех современных двигателей с воспламенением от сжатия.
Первый двигатель Дизеля появился в 1893-м. Экспериментом руководил он сам. Но произошла авария, и изобретатель едва не погиб. Реально изобретение Дизеля заработало лишь 17 февраля 1894 года, но не на угольной пыли, как он обещал, а на нефти. Немецкие угольные магнаты начали травить изобретателя и обвинять в технических просчетах.
На протяжении 3 лет он сконструировал еще три двигателя. Усовершенствованные варианты работали на керосине и мазуте. В дизельном двигателе в цилиндр засасывается воздух, а затем сжимается. Топливо, подаваемое в цилиндр, при таком сжимании загорается само.
В 1903-м был построен первый корабль с дизельным двигателем. Вскоре появился дизельный локомотив. Работу Рудольфа Дизеля продолжил инженер Проспер Легранж, который работал на автомобильном заводе Benz & Cie. В 1909-м он изобрел и запатентовал дизельный мотор с предкамерой.
В 20-е годы XX века немецкий инженер Роберт Бош усовершенствовал встроенный топливный насос высокого давления. Это устройство широко применяется и в наше время. Популярность высокооборотистого дизельного двигателя возросла. В 50-е – 60-е годы ХХ столетия двигатели, работающие на дизельном топливе, стали массово устанавливать на автофургоны и грузовые автомобили, в 70-е годы в связи с резким возрастанием цен на топливо, на дизельный двигатель обратили внимание мировые производители легковых автомобилей.
В настоящее время наблюдается рост популярности автомобилей, работающих на дизельном топливе. Экономичность и долговечность дизельного двигателя сделала свое дело.