Дизельное топливо характеризуют по следующим основным показателям:
Поскольку в дизельном двигателе топливно-воздушая смесь воспламеняется от сжатия (поэтому, собственно, дизелю и не нужна система зажигания), то основным показателем дизельного топлива является так называемое цетановое число (Л-45). Цетановое число показывает способность дизтоплива к воспламенению в камере сгорания и характеризует промежуток времени, через который воспламеняется горючее, поступившее в цилиндры. Чем короче данный промежуток, тем дольше сгорает дизтопливо и плавнее нарастает давление газов в цилиндрах. Тогда двигатель работает более мягко. Следовательно, чем выше цетановое число дизельного топлива, тем легче с применением такого топлива завести двигатель. Температура вспышки для дизтоплива не должна превышать 70 градусов по Цельсию. Температура же перегонки, по ASTM D86, для дизтоплива определена не ниже 200 и не выше 350 градусов по Цельсию.
Еще один весьма важный показатель для дизтоплива – это вязкость. Частицы вязкого дизтоплива меньше разлетаются, а чересчур жидкое дизельное топливо не может достаточно смазывать детали топливного насоса, что может как вывести из строя последний, так и повредить детали системы питания. Европейский стандарт вязкости, которому должно соответствовать дизтопливо, – ISO 3104.
Главный «экологический» показатель дизельного топлива – это содержание серы. Поскольку считается, что применение дизтоплива способствует мировому глобальному потеплению, в целях борьбы за экологию в мире стали жестко нормировать содержание серы в дизельном топливе. Под серой имеется ввиду содержание сернистых соединений, продукты сгорания которых при взаимодействии с водой образуют кислоты. Собственно, это причиняет вред не только природе, но и двигателю, поскольку провоцирует коррозию металла, а также может привести к закоксовыванию двигателя. Содержание серы в топливе регулируется европейским стандартом ISO 4260. При применении дизельного топлива с низким содержанием серы, в связи с уменьшением его смазывающих свойств, необходимы противоизносные присадки.
Поскольку при заливке топлива в бак необходима фильтрация, полностью исключить присутствие воды и посторонних частиц просто невозможно. Однако, учитывая, что вода и сернистые соединения дают агрессивную среду, и при высоком давлении в составе топлива образуется серная кислота, необходимо своевременно заменять топливные фильтры, а также следить за состоянием сажевых фильтров, катализаторов и масла.
Плотность дизельного топлива характеризует его энергоотдачу. Чем выше плотность – тем большее вырабатывается энергии. Европейский стандарт – ISO 3675.
Такой показатель, как температура помутнения, с которой начинает кристаллизоваться парафин, имеет важное значение при окружающей среде с низкой температурой. Этот показатель регулирует европейский стандарт ISO 3015.
Возгонка, несгораемые шлаки и смазывающие характеристики дизельного топлива d2 регулируются европейскими стандартами ISO 3405, ISO 6245 и ISO 12156 соответственно.